Web 3.0: основные категории

Содержание

  1. Содержание
  2. Зачем и кому? 
  3. Web 3.0 — многомерный термин 
  4. Мультисеть 1
  5. Web 3.0 и другие вебы
  6. Метавселенная и XR-континтинуу 
  7. Экономика деяния и криптоффшоф 
  8. Неполная структура Web 3.0
  9. FAQ: ответы на (не) очевидные вопросы

Зачем и кому? 

Эта брошюра о Web 3.0 создана, чтобы исполнить три задачи:

  1. Дать краткий экскурс в этот безумно интересный мир будущего;
  2. Рассказать об основных понятиях (терминах) и категориях;
  3. Раскрыть всю многомерность Web 3.0, чтобы вы сами решили — куда, как и зачем двигаться дальше. 

Структура простая: сначала даю определение аспекта Web 3.0, затем — раскрываю его. Кратно. На примерах. С отсылками на другие статьи и прочие материалы. 

Web 3.0 — многомерный термин

Итак, под Web 3.0 в разное время понимались и понимаются — разные понятия:

  1. Мультисеть, которая сильно больше, чем Интернет
  2. Web 3.0 как открытый, децентрализованный, анонимный, то есть свободный Великий Веб (об этом — ниже);
  3. Web 3.0 как граница Метавселенной (или метавселенных); 
  4. Web 3.0 как набор инструментов для экономики деяния
  5. Как континуум: XR-пространство-время; 
  6. Прочие подходы. 

Попробуем коротко остановиться на каждом аспекте. 

Мультисеть

Web 3.0 по определению включает в себя:

  1. Интернет; 
  2. Не/со-зависимый с Интернетом IoT;
  3. Меш-сети:
    1. Статические:
      1. Первого поколения;
      2. Второго (Helium, etc.) — токенизированные;
    2. Динамические — временные; 
  4. Вне-Интернет сети:
    1. Прямые локальные сети; 
    2. Спутниковые ноды IPFS, Bitcoin, Ethereum, etc.;
    3. Прочие;
  5. Над-Интернет:
    1. DeepNet:
      1. White DeepNet;
      2. Darknet; 
    2. Файлообменные сети p2p:
      1. Полдецентрализованные (Bittorrent);
      2. Децентрализованные; 
    3. Прочие; 
  6. Иные сети. 

Web 3.0 и другие вебы

Давайте сравним Web 3.0 со смежными понятиями:

  1. Великий Веб — наверное, единственный полноценный синоним Web 3.0 с позиции именно Сети; 
  2. Семантический Веб — до примерно 2017-2108 гг. Web 3.0, начиная с начала 2000-х, считали именно семантическим вебом, но в 2008 созданы были криптовалюты и к 2013-2014 гг. понимание начало меняться, а к 2017-2018 была предана современная форма. Теперь Семантический Веб — малая часть Web 3.0;
  3. Открытый Веб — один из аспектов Web 3.0, но открытый и централизованный, например, Веб куда опасней и хуже, чем Web 3.0 “чистый”; 
  4. Децентрализованный Веб — аналогично: децентрализация без анонимности и открытости становится манипулятивной и довлеет над индивидуальными свободами. 

Также следует запомнить, что Web 3.0 — не DeepNet и тем более — не DarkNet, которые и уже по содержанию, и существовали задолго до зарождения даже термина Web 3.0, на говоря о его нынешнем содержании. 

Метавселенная и XR-континтинуум

Фактически, он состоит из двух частей:

  1. Спутанной (XR) реальности, которая рассчитывается по простой формуле: RR + VR + AR + MR + OR, где RR — реальная действительность, VR/AR/MR — общепринятые термины, а OR — иная реальность; 
  2. Темпографии. 

Подробней о темпографии можно почитать — здесь

Экономика деяния и криптоффшор

Экономика деяния — экономика, построенная на двух векторах: не фиатных деньгах (биткоин и прочие) и на оцифрованном/токенизированном натуральном обмене, где ценность передаётся в (не)доверенной среде посредством блокчейн, DAG и подобных решений за счёт начислений за полезные для какого-то протокола, экосистемы, платформы действия или бездействия. Примеры: бежишь и тебе платят — SportCoin, Bitwalking, StepN; пишешь и тебе платят — Golos, Readdle.me; отвечаешь и тебя платят —  VIZ-бот и прочее. 

Криптофшор — это часть экономики деяния, не связанная с фиатными шлюзами. Сюда входят:

  1. DEXs;
  2. DeFi;
  3. DAO;
  4. etc.

Токеномика — процесс создания, оборота (функционирования) и уничтожения токена в любом проекте, сети и/или иной сущности. 

И всё это — важная часть Web 3.0. При этом экономика деяния отличается от обычной вот чем:

  1. Тут субъект и объект равны; 
  2. Вместо субъектной репутации — транзакционная; 
  3. Вместо фиата (наличные, безналичные, CBDC) — криптовалюты, токены и прочее: см. об этом выше; 
  4. Вместо банков — DeFi;
  5. Вместо регуляторов и налогов — сети, смарт-контракты, ДАО и т.д.;
  6. Есть и другие пункты: о них — см. материалах. 

Но попробуем же всё теперь скомпоновать? 

Неполная структура Web 3.0

Здесь хочу дать основные векторы, по которым можно изучать Web 3.0:

    1. Экономика деяния — монетизация полезных действий и бездействий:
      1. Крипто-оффшор:
        1. DeFi — децентрализованные финансы:
          1. DEX — децентрализованные биржи; 
          2. AMM — автоматические маркетмейкеры; 
          3. Стейблкоины:
            1. Классические; 
            2. Алгоритмические:
              1. С залогом; 
              2. Без залога; 
            3. Иные; 
          4. DeFi-займы:
            1. Лендинг — займ криптоактивов под залог; 
            2. Флэш-займы — мгновенные займы; 
            3. Иные; 
          5. Свопы:
            1. Низкоуровневые — атомарные; 
            2. Высокоуровневые; 
            3. Иные; 
          6. Стейкинг;
          7. Фарминг; 
        2. ДАО — децентрализованные автономные организации:
          1. Коммерческие:
            1. Инвестиционные; 
            2. Бизнес-ДАО;
            3. Иные; 
          2. Некоммерческие:
            1. Творческие; 
            2. Социальные;
            3. Иные;
        3. Деяния:
          1. Майнинг 1.0;
          2. Play-to-earn;
          3. Learn-to-earn;
          4. Game-to-earn;
          5. Иные; 
        4. GameFi;
        5. Первичное размещение:
          1. ICO/ITO/TGE;
          2. IEO;
          3. IDO;
          4. INO/ILO/IGO;
          5. Airdrop:
            1. Веерный; 
            2. Ретроспективный;
            3. Закрытый;
            4. Иной; 
          6. STO;
          7. Прочее;
        6. Работа с токеном после первичного размещения:
          1. Площадки:
            1. Ланчпады;
            2. CEXs;
            3. DEXs;
            4. AMM;
            5. Маркетплейсы;
            6. Иные;
          2. Виды токенов:
            1. Секьюрити;
            2. Не секьюрити:
              1. Utility;
              2. Governance;
              3. Иные;
          3. Функции токена:
            1. Стейкинг;
            2. Фарминг;
            3. Оплата услуг;
            4. Скидка;
            5. Бонус; 
            6. Токенизация товара;
            7. Иные;
      1. ДРС — децентрализованные и распределённые системы:
        1. Блокчейн;
        2. DAG; 
        3. Иные; 
      2. Уровни:
        1. L0 — атомарные свопы;
        2. L1:
          1. Блокчейн
            1. Первого поколения (Bitcoin); 
            2. Второго поколения (Ethereum);
            3. Третьего (Cardano, Zilliqa, etc.):
              1. Простые;
              2. Скоростные;
              3. Со смарт-контрактами; 
              4. Иные; 
            4. Четвёртого — мультичейны (Cosmos, Polkadot, Avalanche, EVMs);
          2. DAG;
          3. Иные; 
        3. L2:
          1. Боковые решения:
            1. Апчейны;
            2. Сайдчейны; 
          2. Вертикальные решения:
            1. Каналы:
              1. Платёжные; 
              2. Состояний;
            2. Роллапы:
              1. Оптимистичные;
              2. Иные;
            3. Иные; 
          3. Иные L2; 
        4. L3 — синтетический уровень; 
      3. Распределённые хранилища (Filecoin, Chia, Stroj, Sia; IPFS, SWARM; etc.);
      4. Распределённая память (Golem, SONM, etc.);
      5. Распределённая система ввода-вывода; 
      6. Децентрализованные ОС (Urbit); 
  • Масштабирование:
    1. Шардинг;
    2. L0-L1-L2-L3;
    3. Прочие виды оптимизации;
    4. Трилемма блокчейна;
  1. Метавселенная:
    1. Не игровые вселенные (Decentraland, Sandbox);
    2. Игровые вселенные (Roblox, Sandbox, etc.):
      1. GameFi;
      2. Синтетические решения; 
    3. XR-пространство:
      1. RR — реальная действительность;
      2. VR — виртуальная реальность; 
      3. AR — дополненная реальность; 
      4. MR — смешанная реальность;
      5. OR — иная реальность; 
    4. Темпография; 
    5. Железо и сети для Метавселенной; 
  2. dApps:
    1. Уровень межсетевого общения; 
    2. Сетевой уровень (блокчейн); 
    3. Уровень приложения:
      1. Чистые dApp; 
      2. Смешанные;
      3. Централизованные App;
    4. Уровень кросс-приложений; 
  3. Криптоактивы:
    1. Коины:
      1. Основной коин — нативная монета блокчейна/DAG/etc.;
        1. Основной коин — bitcoin (BTC);
        2. Альткоины:
          1. Не анонимные валюты (ETH, прочие); 
          2. Анонимные;
          3. Иные; 
      2. Дополнительный — Gas, etc.;
      3. Иные; 
    2. Токены:
      1. Взаимозаменяемые (ERC-20 и подобные);
      2. Не взаимозаменяемые — NFT:
        1. ERC-721 и подобные (уникальный ID+метаданные);
        2. ERC-1155 и подобные (коллекции); 
    3. Иные активы; 
  4. ДАО:
    1. ДАО vs. ЮЛ;
    2. Глобальные ДАО (Биткоин и др.) и локальные ДАО;
    3. ДАО для ДАО:
      1. микро/субДАО;
      2. ДАО-агрегаторы (Aragon, xDAO, Gnosis, etc.);
    4. Иные ДАО-площадки;
  5. Прочее. 

Вы могли заметить, что слово “прочее” встречается чаще других и не зря: оно означает, что охватить весь объём Web 3.0 сущностей навряд ли возможен, да и цель у брошюры иная. 

FAQ: ответы на (не) очевидные вопросы

Здесь просто записан ТОП-10 вопросов, которые мне задавали с 2014 по 2022 гг.

  1. Почему так много монет и токенов? 

Всё просто: крипто-индустрия строится принципах открытости, анонимности, децентрализации, а значит — никто не может ограничивать эмиссию кого-либо. Кроме того, токенизация — это перенос оффлайна в онлайн и наоборот и она по определению требует токенов: разных и много. Третье — Web 3.0 построен на экономике деяния, которая в свою очередь базируется на положении “деньги есть у всех”, что означает, что вы можете монетизировать всё, что угодно, если это кому-нибудь нужно. 

  1. Почему в крипто-мире так много скама? 

На самом деле, это не правда — в квадрате: во-первых, DAO Synergis делало обзор ICO с 2013 по 2018 гг. и оказалось, что уровень скама в проектах, которые получили средства на развитие, ниже, чем в VC и/или в банковском кредитовании бизнеса; во-вторых, СМИ не подтверждают данные о крипто-индустрии, хотя они открыты, но преподносит в положительных аспектах данные VC/банковского кредитования, хотя они как раз закрыты. 

  1. Сколько будет стоит BTC/ETH/etc.? 

Во-первых, если вы работаете внутри Web 3.0 -> экономики деяния -> крипто-оффшора, то 1 биткоин для вас — это 1 биткоин. Во-вторых, фиатную цену не знает никто и лишь с помощью ФА/ТА некоторые могут догадываться о диапазонах. В-третьих, работать лучше всего в средне/долгосрочных рамках и тогда спекуляции будут не существенны. 

  1. Какой блокчейн лучше? 

Тут ровно то же, что с криптоактивами. Короткий ответ: никакой. Есть узко специализироанные блокчейны (Zilliqa/Bitcoin); есть блокчейны со смарт-контрактами, нацеленные на создание экосистем и т.п. Поэтому в 2020-2022 гг. наступила эпоха кросс- и мультичейн, с разными подходами, но единой парадигмой “сцепки” всего и вся: сабчейны — у Аваланч; хабы — у Космоса; парачейны — у Полькадот. 

  1. Почему так вреден майнинг? 

Нет, не вреден: это — очередной миф. Подробней читай по ссылкам:

  1. https://hub.forklog.com/pos-vs-pow-majning-i-velikij-mif-o-pulah/
  2. https://hub.forklog.com/pos-vs-pow-proof-of-memory-pom/ 
  3. https://hub.forklog.com/majning-mask-mandrazh-i-mandariny-vsyo-o-chyom-nuzhno-zadumatsya/ 
  4. Почему так много “грязи” в крипто-индустрии? 

А это, пожалуй, самый страшный и наглый миф. Ответ на него дал в 4-х частях, поэтому — ссылки: статья №01, статья №02, статья №03, статья №04. 

До!

Оцените статью
Добавить комментарий