Три кита блокчейна: открытость, доверие, устойчивость к цензуре

Какие три основания для новой экономики предлагают блокчейн-технологии, как они изменят «естественный» ход истории и, будем надеяться, спасут человечество от его последней в жизни катастрофы? Об этом — в архивном образовательном подкасте Flashback. Спикер: Максим Орловский, блокчейн-эксперт.

Будущее технологий и их влияние на ход истории

Начало нового тысячелетия ознаменовалось всплеском новых технологий, наличие которых считается способом изменить человечество. Такое происходит не впервые. Мы прекрасно знаем из истории, как в свое время человечество менялось под влиянием электрификации, создания ядерного оружия и ядерной энергетики, интернета. Технологии способны изменить будущее. С этим согласятся практически все, особенно те, кто занимаются темами блокчейна, искусственного интеллекта, квантовых вычислений и подобных технологий новой эры. Попытаемся разобраться, что же в них способно изменить ход истории, и куда этот ход истории может пойти вместе с такими изменениями. 

Для того чтобы понять это, стоит перейти к более общим вопросам и коснуться, например, некоторых эволюционных аналогий. Я, в принципе, очень люблю биологические эволюционные аналогии, потому что они дают практический инструмент для изучения того, как происходит развитие живой материи и как происходит самоорганизация. Все это позволяет лучше понять, в том числе, те процессы, которые могут происходить в обществе. Понять те исторические процессы, которые имели место в прошлом и, возможно, будут иметь место в будущем. 

Когда мы говорим о будущем, важно понимать, что мы ожидаем и что хотим там увидеть, чего боимся, чего хотим избежать. Надо четко понимать, какие изменения для нас были бы благоприятными, а какие нежелательными. Большинство считает, что выживание человечества как вида — это значимая цель, а выживание подразумевает под собой то, что этот вид будет способен адаптироваться к катастрофам или изменениям, которые неизбежно так или иначе происходят.

Черный шум и адаптация человечества

В математике и физике есть такое понятие, как черный шум. Черный шум — это события, которые возникают исключительно редко, с непредсказуемой частотой. Чем значимее событие, тем реже оно происходит. Все природные катастрофы, катаклизмы и черные лебеди, о которых так много пишет Нассим Талеб, они все имеют качество черного шума. Это метеориты, которые могут прилететь на нашу планету и уничтожить большую часть живущих видов. Черный шум — это войны, которые может провоцировать само человечество. Это другие катастрофы, включая экономические события, которые так или иначе происходят. Чем сильнее катастрофа, тем реже она бывает — это ключевая характеристика черного шума. 

Человечество должно быть готово к таким вызовам и должно быть антихрупко или, говоря более точным языком, — адаптируемо. Человечество должно быть способным адаптироваться к таким катастрофам, переживать их и идти дальше. Возможно, искусственный интеллект будет одной из таких катастроф, которая нас постигнет. Как же к этому можно адаптироваться? Адаптация и антихрупкость возможны лишь тогда, когда у нас есть многоагентная среда, когда мы не имеем какого-то единого участника, единого субъекта. Адаптация возможна, когда есть наборы этих субъектов. Это может быть популяция, это может быть рынок, могут быть люди или организации. О какой бы мы системе ни говорили, именно разнообразие и обилие участвующих в ней субъектов обеспечивают шансы на выживание в случае каких-либо катастроф и непредсказуемых изменений.

Любые попытки централизации таких систем, когда возникает единый центр влияния, ведут к снижению устойчивости, к снижению адаптируемости и фактически к возникновению той самой хрупкости, которую мы хотели бы избежать. В таком случае каждый прилетающий черный лебедь способен обрушить систему, вызывая глубочайшие кризисы, а иногда и исчезновение отраслей, культур, цивилизаций.

Ключом к устойчивости служит возможность быть многообразным, именно поэтому не стоит исключать из общества различные маргинальные течения и взгляды. Не стоит определять, что допустимо, а что нет. Самоорганизация человечества и живой материи в состоянии вывести то, что будет работать и что не будет работать. Человеческий разум слишком примитивен для того, чтобы предсказать развитие событий на много шагов вперед, большинство прогнозов любых экспертов всегда были ошибочными. 

Потенциал децентрализации

Тематика децентрализации, которая ложится в основу таких технологий, как блокчейн, считается ключевой с точки зрения того, что эта технология может дать. Если атомная энергетика и электричество дали нам возможность существовать значительно лучше, чем мы бы жили в условиях естественной среды обитания, то децентрализация в состоянии сделать общество устойчивее. Такие изменения  обычно требуют разрушения тех социальных институтов, которые господствуют в культуре. К примеру, все хорошо знают, что монополия власти и идеологии Римско-католической церкви была в значительной мере обрушена возникновением печатного станка. Технологии часто меняют формы общества, его институты. 

Блокчейн и искусственный интеллект, которые во многом взаимосвязаны, обладают таким же потенциалом. Блокчейн впервые дает возможность децентрализовать общество и институты на уровне технологий. Он позволяет решить те проблемы, которые стоят перед человечеством многие тысячелетия. 

Централизация тоже возникла не случайно. Она позволяет эффективнее реагировать на краткосрочные кризисы, хотя снижает долгосрочную устойчивость. Она позволяет эффективно организовывать деятельность людей. Технологически это можно делать и без централизации. Мы можем устанавливать доверительные отношения в среде без доверия, это один из плодов применения технологии блокчейна. Многоагентность с децентрализацией способны снизить вызовы от таких явлений, как искусственный интеллект.  

Возникновение искусственного интеллекта человеческого уровня возможно благодаря созданию открытой среды и открытого саморегулирующегося рынка. Это не значит, что он не будет переживать кризисов. Конечно же, будут происходить и кризисные явления. Жизнь и экономика будут сохраняться после таких кризисов таким же образом, как и жизнь на земле выживала и сохранялась после падения каждого метеорита. Это единственный шанс на долгосрочное существование. 

Три кита блокчейн-технологий 

Говоря о блокчейне, давайте поймем, какие киты, какие ключевые свойства этих технологий позволяют нам верить в будущее, верить в то, что мы пойдем по позитивному сценарию. Это позволит понять, что из тех решений, которые предлагаются рынку, имеет перспективы, что значимо, а что не значимо. Отличить хайп от каких-то долгосрочных стратегических вещей и открытий. 

Самый первый кит это многоагентность. Нам действительно нужны среды, в которых мы не лимитируем количество участников. 

Второй кит устойчивость к цензуре. Никто не должен иметь право определять, что должно, а что не должно. Каждая эпоха имела тех или иных лидеров, мнение которых пыталась навязать церковь, государство, зачастую даже само общество. Эпоха пыталась навязать те или иные стандарты допустимого и приемлемого. Чем жестче происходило это навязывание, тем более глубокие кризисы это влекло за собой, и тем более длительные периоды человечество лишалось плодов прогресса и развития. 

Устойчивость к цензуре позволяет сделать более устойчивыми общество и экономику. Нам нужны технологии, которые смогут построить цензуру устойчивости на фундаментальном уровне так, чтобы она определялась не законом о свободе, не биллем о правах человека, а тем, что сама технология позволяет тебе работать в среде, которую невозможно регулировать, кто бы это ни хотел сделать. 

Третий кит блокчейна — это формирование доверия в среде, где нет доверия. Мы знаем, что обман, мошенничество и другие формы поведенческих стратегий зачастую бывают достаточно прибыльны в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе. 

Все эти вещи неплохо изучает теория игр, которая рассматривает различные стратегии и поведения. Теория показывает игровые стратегии и то, сколько выгоды ты можешь получить, используя ту или иную из них. Кроме того, эта теория рассматривает две основные категории игр. 

1. Игры с нулевой суммой, когда вы не можете за счет кооперации получить больше, чем могли бы получить без нее. Классический пример, когда у вас есть ограниченный ресурс. Вы либо его забираете, либо его кто-то забирает, либо вы делите его между собой, но больше ресурсов от этого не станет. 

2. Игры с ненулевой суммой, когда у вас ресурс неограниченный и из-за кооперации вы можете получать больше. 

Экономика — это одно из уникальных явлений в живой природе, когда мы имеем в виду, что кооперация ведет к увеличению общего богатства. Когда ресурс оказывается неограниченным и за счет кооперативных стратегий мы фактически создаем добавленную стоимость и увеличиваем размеры экономики. Данное явление своего рода чудо, но чудо, конечно же, объяснимое с научной точки зрения. 

Открытая экономика и возможность кооперативных игр определяется тем, что должен быть стимул к кооперации, стимул который понятен участникам этой экономики и участникам этой системы. Одна из самых больших преград на пути к этому — отсутствие доверия. Вы не знаете, достаточно ли умен другой субъект, вы не всегда можете предсказать, что, возможно, для него обман будет более выгодным путем к взаимодействию с вами, чем честная игра по правилам, и вы тогда станете жертвой. 

Когда мы берем экономические стимулы, делающие кооперацию выгодной на понятном, простом уровне и встраиваем их в технологию, мы получаем экономическую инсентивизацию кооперативных стратегий. Данная черта блокчейна является ничуть не менее ключевой, чем устойчивость к цензуре или многоагентность. 

Три этих кита способны сформировать систему, которая будет антихрупкой и устойчивой к любым вызовам. Используя эти критерии, посмотрим на те тенденции, которые происходят в сфере блокчейн- и криптоэкономических технологий.

Тенденции криптоэкономических и блокчейн-технологий

Одна из тенденций — это идея о том, что именно блокчейн как технология важна. Не так важны криптовалюты и в первую очередь биткоин, который был первым примером использования технологии блокчейн. Многие считают, что биткоин — отец блокчейна, теперь он не важен, надо взять само ядро системы и на нем уже строить будущее, а биткоин — сплошная спекуляция и нечто негативное. Особенно это мнение популярно в корпоративной среде и в политической. Эта идея иногда звучит для людей здраво и понятно, но, к сожалению, она убивает сразу же два кита, о которых мы говорили. 

Первый кит — экономические стимулы. Зачем играть честно? Мы лишаемся возможности построить доверие в среде без доверия. Просто записывать все ходы и делать доказуемым то, что кто-то сделал ход в прошлом, даст лишь платформу для построения новой морали того, что надо делать и не надо делать, и наказания за неправильные поступки. На первый взгляд, многим это кажется правильным, но на деле ничем не отличается от заповедей церкви или пыток инквизиции. Человек всегда будет совершать ошибки, и он должен ошибаться, потому что ошибки — это тоже компонент адаптации. 

Маргинальные формы в состоянии сохранить жизнь, культуру и цивилизацию в случае катастрофических потрясений. Не будет идеального общества, его не должно быть, как не бывает идеального газа. Сделать систему наказаний того, кто, где и как ошибся — это совершенно недостаточно до тех пор, пока, вместо того чтобы наказывать, вы не станете экономически стимулировать кооперативное поведение. И когда из биткоина достаете самое важное — экономические стимулы — и пытаетесь оставить доказуемость и мораль, вы получите китайскую систему, которая пытается построить неоконфуцианство на блокчейне. В таком случае все ходы каждого человека, все его покупки задокументированы, и вы всегда можете оценить, насколько он благопристойный член общества.

Блокчейн может стать не инструментом цивилизации прогресса, а создать еще большие риски для общества. Я являюсь противником идеи «блокчейн без биткоина». Евангелист биткоина Джака Мазука говорит о том, что вместо блокчейна без биткоина нам нужен биткоин без блокчейна. Он имеет в виду, что блокчейн — это лишь технология, которая позволяет реализовать те идеи, о, которых я говорил в самом начале. Это не значит, что это единственный способ их реализовать. Это тот способ, который человечество нашло. И у этого способа есть свои ограничения, например в отношении масштабируемости.

Нам необходимо находить те технологии, которые позволят выстроить все эти ценности на фундаментальном уровне, не зацикливаясь на самих технологиях. Не в технологиях ценность, ценность в том, что они дают. Если мы находим более хорошую технологию, мы можем ее использовать для построения таких систем, экономических обществ, где действуют экономические стимулы, где возможны многоагентные системы, где не будет цензуры.

Если когда-либо возникнет валюта на другой технологии, которая будет решать такие задачи — это будет тот же самый биткоин. Будет биткоин не по названию, но по тем идеям и духу, с которыми он создавался. Создатели биткоина закладывали в его фундамент именно такие ценности и лишь нашли технологический способ реализовать их на современном этапе развития индустрии. 

Идея «биткоин без блокчейна». Мы уже сможем посмотреть на рынок, увидеть те системы, которые стремятся убрать экономические компоненты, федеративные консенсусы. Да, они, наверное, могут теоретически кому-то дать в enterprise-среде преимущества, но я в этом очень сомневался, потому что когда у вас есть федеративная система, где вам не надо устанавливать доверительные отношения, когда они у вас уже есть — вы доверяете другим участникам все, что вам надо. Этот вопрос решает распределенная база данных. Они существуют на рынке десятилетиями. 

Зачем вам блокчейн? Вы создаете дополнительную технологическую нагрузку, увеличиваете стоимость эксплуатации такой системы, не решая ни единой проблемы. Корпоративные блокчейны и проекты — выживут ли они? Может быть, выживут, будут играть свою нишевую роль, но я бы не делал ставку на то, что за этим будущее или что они способны что-то поменять. Я за публичные блокчейны, за блокчейны, в которых присутствуют экономические стимулы.

Оцените статью
Добавить комментарий